Звоните и пишите: 8-913-731-14-50

taralakshy@om-a.ru

1 Октябрь 2018

Коментарии

0
 Октябрь 1, 2018
 0

Что такое саньяса? Зачем она?

ВОПРОС: «Здравствуйте. А что Вы думаете о посвящении в саньясу?»

ОТВЕТ: Давно у меня уже идея вести расшифровку разных «духовных» непонятных терминов, и вот вопрос как раз из этой области. Поэтому, прежде, чем я напишу, что я об этом думаю, давайте разберемся, что это такое вообще.

Что такое саньяса? Этот термин взят из индийской традиции, и если перевести его на русский, то означает отречение, монашество, причем, как правило, саньяса имеет несколько видов. Самый традиционный случай – это когда человек достигает преклонного возраста, когда он уже вырастил детей и они сами могут позаботиться о себе, когда выполнил все социальные обязанности, и теперь может посвятить все свое время только духовной практике. Для этого он уходит из дома, и проводит остаток жизни уединенно в лесу или каком-либо ашраме (обитель мудрецов и отшельников), полностью посвящая себя духовному пути.

Саньясу можно принять не обязательно в конце жизни, ее принимают также те, кто в принципе, готов посвятить всю свою жизнь Богу. Кроме того, для этого не обязательно становиться монахом и жить в монастыре, бывают и странствующие монахи. Вообще, существует два вида саньясы: пурна – саньяса (полное монашество) и карма-саньяса (семейная форма). Точно такие же виды отречения существуют в каждой традиции. Например, в православии тоже есть монахи, живущие в монастырях, есть живущие в пустыни, а есть те, кто воцерквлен, соблюдает полностью все обеты и при этом живет в миру. Также эти два вида саньясы соотносятся с хинаяной/махаяной и ваджраяной в буддизме.

Чем же саньясин отличается от любого другого ищущего, который, никак не обозначая это для себя, занимается духовной практикой, не покидая социальную жизнь?

Прежде всего тем, что саньяса означает принадлежность к какой-либо конкретной духовной традиции или школе. Это означает, что человек точно определился с традицией, мастером и/или учителем. Саньяса означает, что вы принимаете прибежище в Боге, Дхарме, Гуру. Если перевести это, то прибежище в Боге (Имя или его отсутствие зависит от конкретной традиции), Праведности/Правде/Истине, и прибежище у мастера, учителя, а так же у всех мастеров, святых и учителей этой традиции (гуру-парампаре). Прибежище – это принятие покровительства.

Саньяса означает, что отныне вы соблюдаете обеты, правила, предписания данной традиции. Как правило, это соблюдение ямы и ниямы, это ежедневные ритуалы поклонения и практика. Есть и внешняя сторона саньясы, которая выглядит как получение нового имени, духовного имени, новая прическа или ее отсутствие совсем, белые или шафрановые, или бордовые одежды (а в православии это черный цвет), шнур и посох, в зависимости от традиции Но это только внешняя атрибутика, которая обозначает ваше новое положение в обществе. К слову сказать, всегда и везде существуют тайные саньяси, тайные монахи, тайные йоги. Поэтому прическа и одежда не всегда используются.

Внутренний же смысл саньясы – это отречение. Но отречение не как побег от мира, от людей, от проблем, не как отрицание мира и социума, НЕТ! Отречение, как глубинный выбор Бога! Как полное принятие мира и всех его игр, но при этом устремленность к Истине всеми мыслями и чувствами своими.

Если вы принимаете пурна-саньясу, то это означает, что у вас не будет никакого личного имущества. А потому в полное монашество могут вступать люди только полностью свободные от привязанностей. Так не только в ведической традиции, но во всех традициях. Например, в православии монахи всегда отказывались от личного имущества, или передавая его своим детям/родственникам, или жертвуя его церкви.

Пурна-саньяси берут обеты: не иметь личного имущества, безбрачия, послушания и служения.

Карма-саньяси могут иметь личное имущество, могут иметь семью, все остальные обеты не очень отличаются у них. У карма-саньяси стоит не простая задача – встроить духовную практику и служение в свою обычную жизнь.

Все правила и обычаи имеют свой смысл. Немного об общих принципах.

Во время посвящение в саньясу, обязательно дается прямая передача. Это может быть мантра с определенным ритмом и мелодикой прочтения. Это может быть молитва или просто безмолвие. Главное – это передача состояния, если так можно сказать. А потому самое эффективное – это прямая передача от просветленного мастера. Но не везде это есть. Часто это заменяется просто ритуалами.

Саньяса — это как новое рождение, поэтому всегда при получении саньясы дается новое имя. Это имя дается в соответствии с традицией, в которой вы находитесь. И если вы знакомы со многими традициями и духовными школами, то сможете даже отличать саньясинов, кто откуда.

Цвет одежды указывает твое положение садху (ищущего) и принадлежность к традиции. Так же прическа и различные атрибуты (четки, бусы, крестики, мешочки, ленты и т.д.) как указатель на ваше положение в социуме и традицию.

Приняв саньясу – вы принимаете ряд обетов, определенные принципы и нравственные законы традиции. Тут, как правило, все одинаково у всех, за исключением деталей.

Первые принципы – это яма и нияма:
ненасилие,
нестяжательство,
брахмачарья (воздержание от секса или редкий секс, умеренность в еде),
правдивость,
поддержание чистоты сознания и тела (отказ от алкоголя, мяса, наркотических препаратов и т.п., отказ от азартных игр и сквернословия и т.п.),
удовлетворенность,
посвящение заслуг и всего, что делаешь Богу,
постоянная духовная практика,
самообразование,
любовь и уважение ко всем живым существам,
почитание святых, дхармы, гуру и т.д.,
контроль эмоций,
вера в Бога и т.д. Подробнее об этом отдельно можно написать.

Это я описала традиционное понимание саньясы. Но есть и то, что называют нео-саньясой. Не знаю откуда пошел этот термин (возможно из нео-адвайты), но я его узнала из Ошо-тусовки. И наверно об этом стоит отдельно сказать. Потому как там все не так, как я описала выше. Из всего перечисленного есть только имя. Причем ты можешь сам его себе выбрать на их сайте и сам себя посвятить в саньясины Ошо.

По мне, так очень странно и ни о чем. Если при жизни мастера это имело некий смысл, так как прямая передача была и, вообще, пространство мастера, что имеет значение, то вот так — сам себя назначил и танцуй, как они пишут, ничем не отличается от простого взятия псевдонима. Для меня странно очень и неэффективно. За неимением живого реализованного мастера такая саньяса теряет силу.

Поэтому я думаю, что саньясу нужно брать не потому, что это модно и не потому, что хочешь новизны, не потому что все это сделали, и не по тому, что решил, что это волшебная палочка, которая раз и навсегда изменит твою жизнь, и эмоциональное состояние. И даже не потому, что разделяешь взгляды этих людей. Саньяса – это для тех, кто выбрал Бога раз и навсегда, в нее нужно идти по любви! А это означает доверие традиции, мастеру, учению, это означает сдачу своего эго Богу, посвящение всего себя Богу. И не на словах, а делом. И если решились на саньясу, то очень хорошо, если в этой традиции есть реализованный живой мастер.

Всем ли необходима саньяса? Я не думаю, что саньяса необходима всем. Многие живут в социуме и практикуют, не называя это саньясой, не меняя имя, но внутренне полностью отрешившись и сосредоточившись на Боге. И даже реализуются вне традиций, и не имея мастера. Брать саньясу или нет, быть в какой–либо традиции или нет, быть тайным йогином или монахом, или заявлять об этом всему миру – это дело лично каждого. Я не считаю, что тут вправе кто-то навязывать свою точку зрения. Это всегда случается по воле сердца.

Для меня самое важное – это внутреннее стремление к Богу, это глубокий интерес к тому, кто ты есть, к тому, кто/что есть Бог. А все остальное: саньяса, традиции, ритуалы, практики – это все помощь на пути, которую рано или поздно все равно приходится отбросить.

Однако изучать традиции очень рекомендую, так как идти совсем в одиночку, интуитивным путем не у всех получается — очень много ловушек на пути. А традиции, если глубоко в них всматриваться, дают хорошую опору в самом начале пути и подсказки, для тех, кто склонен выдавать желаемое за действительное в процессе практики.

Больше по терминологии и значению различных традиционных ритуалов и посвящений можно узнать на ОМ-марафоне «Истина в тебе!» — можно присоединиться https://vk.com/event158919620 Программа онлайн!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Задать вопрос
[contact-form-7 404 "Not Found"]
×
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика