Звоните и пишите: 8-913-731-14-50

taralakshy@om-a.ru

Коментарии

1
 1
Психология и духовность.

Психология и духовность

Психология и духовность

На каком-то этапе «духовного пути» осознаешь, что все психологические модели для тебя больше не работают. Более того, они становятся препятствием на пути, поскольку предполагают отдельную от тебя цель, причинно-следственную связь, ограниченное видение, набор стереотипов и представлений о «духовном человеке», о «просветлении», о правильном и неправильном в жизни человека. Как же много всякой подобной чепухи в сознании простого человека и тем более у психолога.

Я даже и не отследила, что это за этап такой. Просто вдруг в эмоционально трудные моменты жизни психологические техники – а их у меня накопился превеликий набор – перестали помогать. Они только приводили в тупик и водили по кругу. Поиск новых инструментов для работы с собой уводил еще дальше от истины. Только позже я поняла – сколько ни прорабатывайся психологически, эта работа привязывает тебя к уровню эмоций и ума. И ты, как белка в колесе, перебираешь лапками одни и те же истории. Сейчас вот правой, а теперь левой, не получилось? Ну, тогда обеими вместе. Тоже не получается? Тогда вприпрыжку или медленнее… Закончились проблемы? — Давай найдем новые! — Не находятся? — Давай придумаем!!! Только не отвлекайся от этой игры, оставайся вовлеченным.

Множество вариантов – как танцевать в колесе и выглядеть при этом великолепно.  Но это совсем не помогает. Выйти за пределы колеса эмоций и ума помогают только духовные практики, но не психологические. Если называть конкретно, то мне помогли бхакти-йога, метод вопрошания и прямого видения, которые используют в адвайте и адвайте-веданте. Сейчас пришла к практикам самоосвобождения  мыслей, чувств, самскар, импринтов, клеше (по разному называют это).

Помню, что в момент темной ночи души, мы с Ромой пошли к классическому психотерапевту. Очень хорошая женщина, хороший специалист, которая преподает в институте, и у нее был большой опыт работы в психиатрической больнице. И я уверенна, что она прекрасно помогает людям адаптироваться и повысить свой психологический уровень жизни. Но после первого сеанса у нее я поняла, что это не то, что нужно мне. Одна ее фраза ясно показала уровень ценностей, которые совершенно не вдохновляли меня: «Тебе нужно научиться выживать в таких условиях..» Классическая психология и психотерапия очень ограничена своими представлениями о ценностях жизни человека, о том кто такой успешный человек, о том как нужно действовать и жить в социуме и т.д.  Плюс личные ограничения терапевта или психолога…

Я сама психолог по образованию и прекрасно осознаю, что вся психологическая работа, которая совершалась столько лет, была совершенно мне необходима. И часто ее не заменишь никакой медитацией и чтением мантр. Находясь  в различных «духовных» сообществах, я видела, как не хватает осознанной психологической работы многим адептам той или иной духовной традиции. И как это смогло бы им помочь продвинуться в их духовной практике. И мне хотелось им об этом говорить и помогать… Правда уже больше не хочется, но тогда вызывало много эмоций и желаний.

С точки зрения «искателя» и психология, и духовные традиции в какой-то момент могут стать сами по себе препятствиями на пути. Психологические модели и отождествления мешают выйти за пределы личности, эго. А духовные традиции в отрыве от психологических методов, особенно постепенные пути, мешают взрослению личности. Человек «заигрывается» в тонкие материи, Божественные лилы, пряча от себя самого, вытесняя и подавляя разные неприятные эмоции и ситуации. Или забывает о том, что сансара тоже духовна, что все благое и не благое тот же самый Единый Бог.

То что я пишу верно с точки зрения человека, который больше времени занимался психологическими практиками, нежели духовными. У которого учителя больше психологи, чем духовные гуру. И который интуитивно, по Божьей Милости, практиковал всю жизнь бхакти.  Но я знаю, что в духовных традициях все решается только методами, практиками и наставлениями гуру.

Бывает так, что люди увлеченные саморазвитием, психологией говорят про практикующих различные духовные практики и садху, что они уходят от реальности, от жизни, мол, они не живут вовсе. Ставят под сомнение духовные переживания, хотя сами ничего подобного не испытывали, а только читали об этом. Или испытывали что-то подобное только при приеме психоделиков. Говорю с уверенностью об этом, поскольку сама могла такое говорить раньше и слышала, да что там, и слышу сейчас в свой адрес подобное от психологов. Также я могла раньше оценивать учителей различных духовных школ: этот не слишком глубокий, у этого слишком большое эго, у того мало опыта… Конечно, мне же как психологу и такой «духовно продвинутой» видней! Хи-Хи-Хи…!!! Сейчас я понимаю уровень своих заблуждений.

С другой стороны, мне попадались садху и различные духовные туристы, которые фанатично критиковали психологические школы и методы, другие духовные традиции, заявляя, что только их путь верный. Или поучали как нужно жить, что правильно, а что ложно. Встречались те, кто только прикрывались духовным учением, чтобы оправдать свои страхи и мирские увлечения…

Очень разные люди. Но всех нас объединяет то, что мы блуждаем в рамках своего ума и опыта. У каждого человека есть свой индивидуальный опыт, и каждый видит мир и людей только с уровня своего личного опыта. И трактуют учения и слова учителя только с точки зрения своего опыта. А это не верно, если точнее – однобоко и узко. Как перечитывая книгу, ты открываешь много нового, так практикуя и повышая свой духовный уровень ты начинаешь прозревать, и слова учения или учителя для тебя открываются совершенно в новом свете – в свете Божественной мудрости, Чистого видения.

Я сама долго заблуждалась и торопилась с выводами о духовном прогрессе людей в различных традициях и конфессиях, смотря на происходящее с ограниченной точки зрения своего эго.

Психология и духовностьТе, кто знаком с психологией, знают, что зачастую психологи прибегают к методу ассоциаций и интерпретаций. Когда ты с помощью определенных техник ищешь причину твоей проблемы или некого убеждения, и эта причина чаще всего находится в твоем детстве. Затем задача просто прожить те чувства, которые стали причиной этого запечатлевания, научиться реагировать спокойно на подобные ситуации и, возможно, поменять убеждение. Если в общих чертах, то так.

Так вот, привычка все время копаться в прошлом, интерпретировать все подряд (слова, движения, интонации, чувства…) так закрепилась во мне, что стала большим препятствием. Как только я чувствую какие-то эмоции, которые не комфортны, то сразу включается «рефлекс психолога». Или как только случается какая-нибудь напряженная ситуация, сразу начинаешь копаться в себе.

В моем окружении почти одни психологи, и подобные рефлексы есть у каждого. Причем есть еще чудесная привычка выставлять зеркала друг другу – такая вот игра эго. Когда ты кому-то даешь обратную связь (говоришь ему свои наблюдения о нем), а в ответ получаешь зеркальную защиту – это не я такая, это ты о себе. Тоже своего рода препятствие. Когда твое эго не может адекватно воспринять информацию, а считает это покушением на его целостность или значимость. Знаю по опыту, что если в ответ на обратную связь чувствуешь агрессию, обиду или другие неприятные эмоции, то эта обратная связь точно про тебя. Если же ты глубоко спокоен и расслаблен, то это был перенос на тебя своих импринтов говорящего. Но чтобы распознать это, нужно быть честным с собой.

Сейчас я отслеживаю эту патологическую страсть все интерпретировать и стараюсь в тот же миг самоосвобождать эти мысли и чувства. Т.е. проще говоря, не индульгировать в них дальше, а отпускать, оставляя как есть, просто наблюдая как они появляются и исчезают, наблюдая источник их возникновения, того кто наблюдает. Очень непросто оказалось перестать все подряд интерпретировать и объяснять, давать оценку и вешать ярлыки.

С точки зрения пробужденного, который осознал иллюзорность мира и себя, нет никакого интереса погружаться в интерпритации и оценки, нет нужды искать причины происходящего. Зачем искать причины того, что не существует? Гораздо интереснее тот, кто все это чувствует и наблюдает. Если человек полностью реализовал свою Божественную природу, то его мысли самоосвобождаются мгновенно в момент зарождения и не несут никаких последствий. Для него все есть Божественная Абсолютная реальность. ВСЕ ЛЮБОВЬ, БОГ.

Для тех кто на пути очень важно осознавать свою истинную цель. Иначе привычка называть, объяснять и оценивать будет только отвлекает тебя от Абсолютной реальности и уводить в сторону от твоей цели. Если, конечно, твоя цель – Абсолютная реальность. Ведь часто на поверку оказывается, что истинные мотивы искателя совершенно иные. И было бы хорошо понять какие именно.

Как бы то ни было, это подарок Бога самому себе, когда появляется человек, который может направить тебя в нужную тебе сторону, будь то психолог или духовный гуру. Конечно, искреннее духовное устремление всегда приносит свои плоды и огонь Божественного осознания сожжет все кармы, васаны, самскары, привычки, убеждения, привязанности. Но еще на этапе подготовки психологическая работа очень помогает очистить подсознание и учит осознанности. С другой стороны, человек, который увлечен саморазвитием, личностным ростом рано или поздно приходит к ощущению Бога, и тогда, если он созреет до этого, ему следует заняться духовной практикой, перейдя на качественно новый уровень сознания.

Интересно, что во многих духовных школах роль психотерапевта принимал и принимает на себя учитель (гуру). Но это очень круто, если такое есть. Тогда это ускоряет духовный прогресс ученика. С другой стороны, психолог или психотерапевт, который не останавливается в своем развитии, и после этапа личностного роста начинает заниматься духовным – тоже очень круто! Поскольку он может задать более устойчивый вектор развития людям, которые ходят к нему на тренинги и личные консультации. Он может более объемно посмотреть на проблему или задачу с которой к нему приходят.

Сейчас наблюдается все больше совмещений психологии и духовного пути. Это радует.

Итак, психология и духовность. Как я сейчас вижу, они хорошо дополняют друг друга. Но чтобы было понятнее читателю, я бы разделила эти направления по их задачам и целям.

Цели и задачи психологии:

  • внешне-ориентированные – адаптировать человека к условиям внешней среды, научить его комфортному пребыванию в социуме, научить благоприятно решать конфликты, быть эффективным в достижениях своих целей, быть успешным в обществе и т.п.
  • внутренне-ориентированные – научить осознанности, чувствованию себя, поднять самооценку, решить внутриличностные конфликты, научить управлять эмоциями, повысить внимание, память, реакцию, и т.д…

Если коротко, то психология в любом виде (психоанализ, гештальт, когнитивная, телесная, танцевальная, арт, расстановки, трансперсональная, процессуальная… любая) направлена на помощь в развитии личности, эго человека, поддержании здоровья, достижении желаний нашего эго. Трансперсональное и процессуальное направления выходят на надличностный уровень, но тоже ограничены устремлениями эго.

Психология и духовность.

Психология и духовность.

 Цели и задачи духовных школ:

  • выйти за рамки маленького я, эго. Прийти к Источнику, к Абсолютной реальности того, кого  мы называем Богом. Открыть в себе Чистое видение, Божественную реальность всего. А для этого нужно выйти за пределы тела, эмоций, чувств, ума, всего того, что так пестует и с чем работает психология. В своем апогее – отказаться от всех концепций и представлений, от всего опыта и знания, от прошлого – от всего, с чем личность может себя отождествлять.

В Ведической традиции то, что в психологии называют сознанием и подсознанием, изучено куда полнее, есть своя терминология. Манас – это понятийный ум, который мы используем для обработки информации и повседневной жизни. Чита – память, хранилище всевозможных впечатлений и эмоций (примерно то, что в психологии называют подсознанием). Будхи – это разум или наш интуитивный ум. Он более тонок и связан с вечностью, совестью и другими тонкими возвышенными состояниями. И ахамкара – это эго. Та часть нас, которая связывает воедино все предыдущие части сознания. Психология развивает и пестует только эти части сознания, как мы украшаем и меняем свою одежду. В духовных традициях этим составляющим сознания стараются не придавать значения, поскольку они не являются вечными, а есть только суть инструменты духа.

Игры ума очень витиеваты. Психология сама по себе не справляется с ним, поскольку им же и продуцируется. Кроме того, все трансперсональные и эзотерические направления хоть и говорят о тонких материях, на самом деле продолжают поддерживать игру ума. Бывает так, человек считает, что у него нет привязанностей в этом Мире, однако на тонком уровне у него много обусловленностей различными тонкими мирами, духами, Божествами, прошлыми жизнями, сверхспособностями и т.д. Это те привязанности, васаны, самскары, которые мешают продвигаться вперед в духовном развитии.  Но если ты знаешь, что все, что ты вообще можешь помыслить, почувствовать, ощутить, все, что тебе ведомо и что неведомо – это ум, тогда остается только выйти за пределы ума и стать неумом. Или осознать наблюдателя, который все это время скрывался за покровами мыслей и чувств.

Конечно с точки зрения неума, с точки зрения Абсолютной Реальности, ЛЮБВИ или Бога – ничего этого нет. Нет никакого пути, нет усилий и метода, нет ничего духовного и недуховного, нет эго. Есть только Бог, Высшее Сознание, а все, что мы называем Миром – Божественный сон, спонтанная Игра Божественного Сознания. Но до тех пор, пока индивидуальное сознание это не осознало, не встретилось с этим фактом лицом к лицу – и путь, и любые двойственные модели существуют, а потому нужно определяться с целью и методом, нужно делать выбор и прилагать усилия…

Киселева Татьяна

One response on “Психология и духовность.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Задать вопрос
[contact-form-7 404 "Not Found"]
×
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика