Звоните и пишите: 8-913-731-14-50

taralakshy@om-a.ru

14 Февраль 2018

Коментарии

0
 Февраль 14, 2018
 0

Зачем очеловечивать Бога?

ВОПРОС:
«Я не понимаю, зачем очеловечивать Бога, в большинстве же религий Бог и Божества наделены человеческим телом (или его подобием) и лицом.
Сейчас для меня Бог (хотя это слово я не люблю) это высшая сила, сущее везде и во всем. Как в этом случае любить и почитать Бога, стоит ли вообще в этом случае искать подходящую мне духовную традицию? Я, возможно, сумбурно изъясняюсь, но эта тема для меня совершенно новая, мне сложно все объяснить».

ОТВЕТ:
Очень хороший вопрос! Есть несколько направлений для понимания этого явления.

Очеловечивание Бога, придание ему человеческих черт и качеств – это метод духовной практики. Не все люди могут осознать Бога быстро, как только слышат о нем. Не все могут выйти за рамки ума сразу, и познать Божественную Природу.

Так как ТО непостижимо интеллектом, выходит за рамки всех познающих инструментов человека, так как невозможно ТО описать словами и как-то определить, любое слово и определение будет ложью, поэтому для большинства людей познание Божественной Природы было бы закрытым вообще. Но когда мы придаем Божественному какие-то человеческие черты и качества, то становится возможным практиковать и постепенно познавать Бога множеству людей.

Образ Бога – это аналогия, метафора, которая указывает на ТО. Не стоит писания воспринимать буквально. Есть много священных текстов, которые прямо указывают (насколько это возможно) на ТО (Драгоценная Сокровищница Дхарматхату (например)), но еще больше есть историй, которые указывают на ТО иносказательно, и читаются как сказка или миф про игры Богов, или взаимодействие мира Богов с миром людей и т.п. Такие мифы есть у всех народов и у всех религий. И даже часто истории похожи очень.

На образе Бога и его очеловеченных качествах проще концентрировать свое внимание, что для большинства упрощает медитацию. Но именно в медитации раскрывается истинный смыл образа Бога и всех его атрибутов.

Говорят, что Бог создал человека по образу и подобию своему. И часто обосновывают некий человеческий образ Бога именно этой фразой. Но как быть тогда со всеми другими живыми существами? Предлагается глубже смотреть. Если Бог есть вообще всё и ничего кроме Бога нет, то все вокруг, все живые существа и неживая материя – это тот же Бог. Тогда что тут сделано по образу и подобию, а что нет? Нужно ли так буквально применять это утверждение к телу человека? Я не спорю ни с кем, я лишь предлагаю поисследовать этот вопрос в медитации.

Человеческие существа слишком привязаны к своему материальному телу, отождествленны с ним. Но в теле ли тут дело? По мне так, имеется в виду нечто совершено другое. Например, качество и возможности сознания, как минимум. А как максимум это утверждение указывает лишь на то, что нет Бога, кроме Бога. Нет ничего кроме Бога вообще.

Например, в некоторых писаниях прямо говорится о том, что и комар и животное может реализовать свою Божественную природу. Нет никакого человеческого или животного сознания, оно всегда только Божественное, но на разных стадиях раскрытия, или как принято сейчас говорить на разных стадиях эволюции. Человеческое сознание появляется только в момент отождествления с телом.

Раньше Шиву я определяла для себя через форму и атрибуты и мне нравилось. Потом стало очевидно, что Шива — это указание на настоящий момент, а вот его ездовое животное — бык Нанди — это наше внимание, полностью преданное настоящему моменту, Шиве. И вот каждый его атрибут в образе — это просто указание на метод практики. И точно так же в любом образе Бога мы найдем такие указания, если будем глубоко всматриваться в него.

Всегда велись и ведутся споры про то, что Бог – это личность или безличностное, имеет он форму или нет. И это вопрос из серии что было сначала – курица или яйцо. Если ты смотришь с точки зрения дуальности (линейного ума), то Бог будет отдельно от тебя и у него будет и форма, и образ и личность. Если же ты смотришь с точки зрения адвайты, то ты и Бог — это одно. И вопрос формы, образа и личности линейно не решается, а выходит за рамки дуальностей: личностного и безличностного, формы и безформенного.

И есть такие традиции, которые прекрасно совмещают этот парадокс, в адвайте-веданте, к примеру, не отказываются и от формы, а рассматривают все как правду. Если вы всю жизнь поклонялись форме какого-то Божества, медитировали на него, то вы вполне можете в следующей жизни принять именно эту форму. Потому что это свойство сознания! То, что запечатлевается в нем, ту форму оно и принимает. Ты есть то, куда направлено твое внимание. Если вы медитировали на безформенное Божественное сознание, то будете без формы после смерти этого тела. И то, и другое – это еще не конечная стадия реализации, а промежуточная.
Поэтому тут есть везде свои ловушки на пути, если вы западаете в одну из крайностей.

Возможно, вам подойдут традиции, где не используют форму для практики. Такие есть, например, дзен, адвайта, суфизм, дзогчен. Или просто вне традиций распознайте свою Истинную природу.

Любить и почитать Бога принято в дуалистических традициях, это один из духовных путей и методов практики. Любить и почитать некую Божественную силу тоже можно, и не обязательно для этого нужен образ, но тогда Любовь к Богу должна быть узнана внутри вас, как непреодолимая тяга к Божественному. И она может возникнуть как сама по себе, в таких случаях это называют милостью Бога, или вам подойдет как метод – джняна йога. Это метод познания Бога через самоисследование.

#Киселева_Татьяна

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Задать вопрос
[contact-form-7 404 "Not Found"]
×
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика