Нужен ли учитель на духовном пути?
ВОПРОС:
Возможен ли путь духовного развития без учителя? Мастера есть — слава богу! У которых можно что-то спросить…Есть опыт отдать Богу радость, не разделенную ни с кем в озвучивании… Но иногда как-то учителя не хватает… Не знаю кому)) Хотелось бы узнать твоё, Танечка, мнение об учителе… О его роли и отношения с учеником на пути духовности… Благодарю!
ОТВЕТ:
Не во всех духовных традициях разделяют роли между учителем и мастером. Часто это синонимы. Например, в вайшнавской традиции нет такого понятия как мастер. Бывает и такое, что учителя ставят рангом выше, чем мастера. Поэтому если разделять понятия учителя и мастера, то нужно кратко объяснить, на каком основании так делим.
В данном случае имеется в виду, что мастер – это просветленный учитель, джняни или сиддх. А под учителем подразумеваем садху, того, кто еще не обрел плод своей практики, но уже имеет какой-либо опыт духовного пути, или частичную реализацию (если так можно сказать).
И тогда получается, что учителя могут находиться на разных стадиях духовного пути. Хотя точно так же можно сказать и о мастерах, поскольку на просветлении раскрытие не завершается.
Мне нравится такое определение учителя. Учитель – сложное делает простым. То есть учитель имеет талант очень просто и доступно объяснять сложные вещи. И в этом смысле не каждый просветленный может так. Есть много просветленных, которые не обучают, и о которых мы ничего не знаем. Но совершенно точно, что любой просветленный может транслировать ТО.
Есть учителя, кто просто систематизировал полученную информацию и излагает ее другим. Есть такие, кто достигнув определенного навыка или мастерства в чем-либо, могут научить, как достигнуть того же.
Для меня имеет значение конгруэнтность. Когда учитель говорит и обучает тому, в чем сам имеет опыт. Но даже если и не так, даже если он просто талантливо излагает теорию, то и это бывает нужно!
Нужен ли учитель на духовном пути? Мне видится, что это индивидуально. Если чувствуете, что не хватает учителя, то значит нужен. Кто-то обходится и без учителя и даже без мастера. Если говорить из моего опыта, то у меня были учителя. В начале моего пути рядом не было мастера, но были талантливые учителя. А мастера заменяли священные книги и книги, написанные по сатсангам ушедших мастеров. И до сих пор, если мне нужно что-то конкретное, то я обучаюсь.
Разделение понятий требуется только для удобства. Поскольку в каждой традиции могут быть разные определения. Поэтому если чувствуешь, что нужен учитель, то можно спросить у себя, а чему конкретно хочешь научиться? И что ты сама вкладываешь в понятие учителя?
Если выйти за рамки профессии, а рассмотреть учителя в более широком аспекте, то можно учителями назвать многих людей, кто по факту и профессии ими не являются. Наши близкие – это наши учителя. Друзья, соседи, коллеги, люди на улице. Это события в жизни, опыт. Это книги, фильмы. Не говоря уже непосредственно о тех учителях, которые по-долгу и профессии обучали нас чему-либо. И хочешь ты или нет, но без учителя не останешься.
Просто сам процесс обучения зависит не только от учителя, но и от самого ученика. И как говорится, когда готов ученик, появляется учитель или мастер. Каким бы талантливым ни был учитель или мастер, а если у ученика нет способности или возможности к должному пониманию, или нет должной мотивации, то обучить его не получится. Потому-то мастера и учителя всегда проверяли всех, кто приходил к ним обучаться. Что бы быть учеником тоже нужен талант, нужна способность опустошать свой ум, становиться полностью восприятием. Нужно уважение к учителю и знанию.
И если такой талант есть, то для вас каждый встречный человек или событие может быть учителем. Потому что вы просто видите во всем уроки. Ваше сознание – сознание ученика. В истории были случаи, когда ученик реализовывался (просветлевал) раньше учителя (Будда, например).
Поэтому отношения между учеником и учителем, как и между мастером и учеником все-таки инициируются самим учеником. Или точнее, Духом, в сердце ученика. На духовном пути не пройдет школьный вариант обучения, когда знания буквально навязываются ученику. Когда отношения между учеником и учителем навязаны внешним миром. Необходима сердечная потребность, тяга, внутренний резонанс, который возникает у вас по отношению к учителю. Необходимо доверие и вера. Без доверия вообще сложно обучиться чему бы то ни было.
А чудеса веры проявлялись в истории удивительным образом, когда ученик настолько верил в учителя и доверял ему, что, не смотря на то, что учитель не обладал реализацией, и всеми качествами, которые видел в нем ученик, тем не менее, его вера привела к тому, что он (ученик) реализовался. (К сожалению уже не помню, как кого звали)
Вот я к себе прислушиваюсь и чувствую, что у меня слиты понятия мастер и учитель, если говорить про духовный путь. Просто по мере твоего продвижения по пути, появляется именно то явление (именно на той стадии реализации) в роли учителя или мастера, которое точно тебе необходимо. Именно его ты слышишь и понимаешь. Именно он является для тебя проводником духа на данном этапе твоего пути.
А это дополнение к моему ответу от просветленного:
— В кругах мистиков принято считать мастером человека, необходимым, но не достаточным условием опыта которого является наличие у него просветления. Другим важным условием является наличие знания о Пути духовного Делания, о его стадиях, уровнях, сложных местах пути… Просветлённый человек может быть мастером, а может и не быть им.
Мастер — всегда хороший диагност. Он может точно определить место на духовном пути, на котором находится тот или иной человек, конечно, если сам человек захочет описать свои духовные переживания. А также мастер может подсказать ориентиры, на которые надо идти этому ищущему. Конечно, если этого захочет сам мастер.
Само понятие учитель появляется тогда, когда есть ученик. Учитель может быть мастером, а может и не быть им. Мастер может быть учителем для кого-то конкретно, а для кого-то он не будет учителем никогда.
Мастер — это всегда для кого-то учитель — это норма. Так как есть заповедь: «Спасся сам — спаси другого». Однако, мастера найти крайне сложно и обычно мастер сам выбирает себе учеников.
Чем выше уровень духовного развития мастера (просветлённый, сиддх, махасиддх и т.д.), тем сложнее вообще встретить лично такого человека.
— А вот расскажи про мастеров, которые проявляются не в физическом теле. Я не однократно слышала такие истории. Что у садху есть мастер, но он приходит во снах, в медитации и т.п. Но его физического проявления уже даааавно не существует.
— Такое бывает в основном, когда у садху в прошлых жизнях был свой мастер-учитель. Эта связь между ними осталась и учитель не «бросает» своего ученика, а продолжает помогать, являясь во снах. На такие вещи способны сиддхи и махасиддхи. Сложно сказать, где на самом деле на этот момент находится мастер: он может находиться и на нашей Земле, и в так называемых «чистых мирах». Он может быть и в физическом теле, и без него. Подсказками во снах занимаются многие мастера, например, дон Хуан из Кастанеды, или Сократ из книг Миллмэна.
Чтобы читать новые статьи и быть в курсе новостей — подписывайтесь на сайт!
Для подписки кликайте на ссылку
om—a.ru/oformlenie—podpiski.html
и подписывайтесь!
Также можно подписаться:
группа в вк vk.com/ompsyom
страничка в инстаграм www.instagram.com/tatiana_om_kiseleva
канал на ютубе youtube.com/channel/UCgWlfRyNIuwyCa321r8-6FA
[…] 11. Нужен ли учитель на духовном пути? https://om-a.ru/article/nuzhen-li-uchitel-na-duxovnom-.. […]