Звоните и пишите: 8-913-731-14-50

taralakshy@om-a.ru

Коментарии

1
 1

Тело и движение.

Тело и движение. Целительный потенциал движения. ДОКЛАД  НА КОНФЕРЕНЦИИ Психотерапевтической лиги в Новосибирске апрель 2011 г. Секция телесно-ориентированной терапии.

ТЕЛО И ДВИЖЕНИЕ

Движение — самая первичная человеческая деятельность, сильнее всего связанная с его основными инстинктами. Человек выражал чувства движениями задолго до того, как стал использовать для этого слова. Путем прямого восприятия, ассоциированного с движением, человек лучше осознает свои чувства.

Тело и движение

Движение – это самый мало осознаваемый канал восприятия у большинства людей. Именно поэтому он и интересен в терапии.

Принципы танце-двигательной терапии.

  1. Тело неразрывно связано с движением.

В этом смысле любое проявление человека: мысль, чувство, эмоция, желание, сон, деятельность, организм… статическая неподвижность – все есть процесс, т.е. движение. Более того, любое из проявлений человека раскрывает свой смысл только в процессе.

Задача терапии: восстановить диалог человека с самим собой, научиться понимать язык своего тела. Помочь освободить и раскрыть информацию, которая лежит в основе симптомов, болей, разного рода телесного дискомфорта и ограничений в движении. Развить способность человека свободно выражать с помощью движения весь спектр эмоций и чувств.

  1. Тело, психика и дух – части одной системы.

Они оказывают постоянное влияние друг на друга. Любое качество и свойство, убеждение или ценность отражается во всех 3-х частях. Поэтому движение – это выражение психического состояния, эмоции, чувства, мысли, человеческого Я. Изменяя и развивая движение, мы работаем со всеми частями сразу.

Задача терапии: развить осознанность к этим взаимовлияниям и научиться понимать свои телесные, психические и духовные сигналы. Развиваться синхронно во всех аспектах.

Вытекающее отсюда утверждение:

3. Мысли – чувства — поведение — единое целое. Изменения в одном аспекте влекут изменения в других аспектах. Если человек думает одно, чувствует другое, а делает третье – это явный признак внутреннего конфликта. И тогда важно понять, что в личной истории привело к такому разделению.

Задача терапии: найти способ соответствия друг другу мысли, чувств и действия. Восстановить целостность человека.

4. Если человек умеет ходить, он умеет танцевать. Каждое движение — это танец.

Задача:  обрести раскрепощение и свободу в движении и самовыражении.

5. Танец – это коммуникация. Которая осуществляется на 3-х уровнях – с самим собой, с другими и с миром.

Задача: научиться  осознанно формировать пространство отношений.

6. Творческий ресурс танца. Возможность войти в контакт с глубинной сутью любого симптома, чувства и эмоции, чтобы принять и, если нужно, трансформировать его.

Задача: развитие самоуважения, самопринятия и глубинного доверия к себе и жизненному процессу. Развитие постоянного контакта со своим жизненным ресурсом.

 

Тело и движение

ИСТОРИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ ТОП И ТДТ

Тело и движение. Многие считают танцтерапию частью телесно-ориентированного подхода. Фокус на телесном существовании объединяет их. И отличие только в том, что телесно-ориентированный подход не всегда использует творческое самовыражение.

В своей практике я часто использую техники, которые можно назвать «взятыми» из телесно-ориентированной психотерапии, но они играют роль подготовки к танцетерапевтическим процессам.

Танцедвигательная терапия и телесно-ориентированная терапия рассматривает движения человеческого тела как последовательность действий произвольного и непроизвольного характера. “Эти теории также позволяют понять движущееся “я” как нечто находящееся в процессе постоянных изменений и самообновления”.

Как отдельное направление ТДТ  оформилась примерно в 50-70-е годы ХХ века вначале в США, а затем в 60-80-е годы — в Великобритании, Германии и Израиле. В 80-90-е годы ТДТ получила свое развитие в других странах Европы, Азии, в Австралии и в России. Официальным годом рождения ТДТ в России можно считать 1995, когда была создана Ассоциация танцевально-двигательной терапии (АТДТ) в Москве. Понятно, что неофициально все началось гораздо раньше.

 Исторические корни ТДТ:

—  Психоанализ З. Фрейда;

— Индивидуальная психология А. Адлера;

— Аналитическая психология К. Г. Юнга.

— Модерн искусство (Айседора Дункан, Мэриан Чейс)

— Лабан Анализ

— Древние целительские практики.

— Одни из общих исторических корней ТДТ и ТОП – это Вильгельм Райх, Фельденкрайз, Александер.

Вильгельм Райх был одним из самых талантливых учеников З. Фрейда, который первый среди аналитиков обратил внимание не только на то, что говорит пациент, но и, прежде всего, на то, как он говорит. Райх утверждал, что невыраженные эмоциональные переживания не исчезают, а остаются в мышцах и «застревают» там в виде мышечных блоков. Эмоции в виде мышечных зажимов, годами оставаясь в теле невыраженными и неосознанными, образуют мышечный панцирь, или характерный панцирь, который отражает способы психологических защит (часто патогенных) и структуру характера, сформировавшуюся под их действием.

Фельденкрайз указывает, что необходимо принять большую ответственность за себя, понять, как действует тело, научиться жить в соответствии со своими естественными конституцией и способностями. Каждое действие включает мышечную деятельность. Фельденкрайз подчеркивает необходимость научиться расслабляться и находить собственный ритм, чтобы преодолеть дурные привычки в использовании тела.

Люди должны освободиться, играть, экспериментировать с движением, чтобы научиться чему-то новому; но пока они находятся под давлением, в напряжении, в спешке – они могут лишь повторять старые паттерны. Упражнения Фельденкрайз обычно разбивают кажущуюся простой деятельность на ряд связанных движений, чтобы выявить старый паттерн и развивать новый, более эффективный способ выполнения той же деятельности.

Матиас Александер. В основе подхода лежит идея о том, что предпосылкой свободных и естественных движений является естественное вытягивание позвоночника вверх. Специальные упражнения позволяют избавиться от привычных напряжений.

Первичные и вторичные телесные сигналы

Первичные сигналы —  то, что осознанно и намеренно транслируется человеком:

— конгруэнтные движения сопровождающие рассказ;

— жалобы на телесные и эмоциональные симптомы;

— рассказ о проблемной ситуации и т.д.…

Вторичные сигналы – неосознанные оговорки, движения, мимика, напряжения в теле, герои снов, любая не конгруэнтность.

Движения — самый мало осознаваемый канал восприятия у большинства людей.

Вторичные сигналы в  движениях могут проявляться:

— как позы, жесты, микро и макро движения телом, которые человек использует во время рассказа;

— как «отсутствие» или «избегание» каких то качеств движения, которые могли бы быть использованы клиентом;

— как невозможность свободно двигаться в какой-то части тела;

—  в мимике и взгляде.

Обращая внимание на вторичные сигналы, можно развивать терапевтический процесс, минуя логику и рационализацию любых симптомов.

Позы, жесты и движения являются средствами выражения и передачи скрытых, забытых или задавленных эмоций, убеждений  и стратегий поведения, с которыми и работает терапевт,  раскрывая и разворачивая их в процессе движения, таким образом позволяя клиенту встретиться с не проявленной частью себя.

 Тело и движение

Честно говоря, просто посмотрев на человека в движении уже можно много получить информации о его характере,  эмоциональном состоянии и жизненных стратегиях. И предложить конкретную программу по восстановлению эмоционального и телесного здоровья.

Способы вхождения в процесс через движение

Тело и движение. Исходя из того, что телесный блок – это законсервированная (застывшее движение, остановленная или подавленная) эмоция, чувство или иначе, процесс, мы будем возвращать этому чувству или эмоции его динамику, движение. Т.е. позволим проявиться и раскрыться в процессе этому чувству и развернуться до полного исчезновения или трансформации. И это мы будем делать через движение.

  1. Если вы работаете с телесным симптомом, то можно предложить клиенту сконцентрироваться на ощущении в теле, если получится, то осознать с какой эмоцией связанно это ощущение и потом выразить эту эмоцию движением. Если клиент не может понять эмоцию, то достаточно попросить описать это ощущение …

Обычно в процессе разговора клиент начинает как-то двигаться, и тогда, выделив особое (из вторичных сигналов) движение, можно попросить клиента его усилить (сделать более четким, увеличить амплитуду или силу…), и поддерживая процесс личным участием и вопросами (что клиент при этом чувствует? какие образы приходят? (на что это похоже?), как можно еще развить это движение, если идти в глубь процесса?), терапевт приводит клиента к причине симптома.

  1. Точно так же можно работать с вторичными движенческими сигналами, которые проявились как сопровождение рассказа. Можно попросить клиента усилить и развернуть то или иное движение в процессе, поддерживая его наводящими вопросами.
  1. При работе с чувствами и эмоциями можно входить в процесс, прося клиента продвигать то или иное чувство. Причем, если чувство очень сильное (ярость, агрессия и т.д.), и человек использует очень сильные и быстрые движения, то можно попросить замедлиться, и сконцентрироваться на дыхании.
  1. Если клиент не хочет двигаться, то это само по себе может быть вторичным сигналом, и тогда можно поработать как раз с этим.

Важно разворачивать процесс во всех каналах восприятия: зрение (образы), слух – голос (звуки и слова), чувства, ощущения скрепляя все самовыражением через движение.

Будучи неотъемлемой частью жизненного процесса, многие из чувств о самом себе присоединяются к телесной памяти. Чувства бесполезности, ненависти к себе и вины проектируются жестами и положением тела.

Эмоции так тесно связаны непосредственно с физиологией, что при работе с одним компонентом, также затрагивается и другой.

Тело и движение

Еще ОДА движению.

Часто очень сложно описать эмоции словами, но они всегда «чувствуются». Мускульная, нервная и автономная системы тела будут пытаться освободиться от дискомфорта. Если мы сможем обеспечить средство выражения этих чувств, напряжение будет снято.

 Напротив, если чувства столь блокированы, что тело застывает в неспособности к их выражению, новые тропы к чувству могут быть открыты вновь и распространены в соответствии с программой упражнения, согласованного с индивидуальными потребностями. Просто метод непосредственно работает с целью.

 

Трансформация через движение

Само по себе движение уже обладает терапевтическим эффектом.

Но если оно используется осознанно, то эффект очень сильный.

Есть несколько способов работы с симптомом, эмоциями, жизненными ситуациями и т.д.

  1. Можно следовать за процессом клиента (быть в роли фассилитатора – Миндел) и помогать ему развернуть процесс. Тогда роль терапевта заключается в том, что он поддерживает движение клиента и помогает осознавать внутренний конфликт, соединяясь с энергией симптома, эмоции, образа и .т.д.

— Как правило, при движении вглубь процесса качество, ритм и форма движения трансформируется.  Вместе с этим меняются и эмоции.

Движение вглубь процесса предполагает движение к сущностному слою сознания (дао, атману, большому уму…) и соединение с базовым источником импульса движения. Это позволяет увидеть и прожить позитивное намерение симптома или проблемы.

— Клиент может обозначить запрос через движение, и тогда из актуального состояния он будет двигаться к желаемому, находя удобные для себя формы и качества движения.

— Терапевт может предложить свое движение, которое считает терапевтичным для данной ситуации. И тогда будет возможность через движение трансформировать актуальное состояние в ресурсное.  Или с помощью движения найти выход из сложной ситуации.

Таким образом, движение помогает, оставаясь в контакте с сильными чувствами, научиться переходу из одного состояния в другое, не блокируя нежелательные переживания, а позволяя им проявиться, выразиться и раскрыться через танец, освобождая человека от блоков, зажимов, ограничивающих убеждений.

Чаще всего – это индивидуальная работа.

2. Еще один способ работы – это методичное переобучение тела. Привитие новых паттернов движений расширяет двигательный репертуар человека, увеличивая телесную осознанность и экологию движения.

Здесь терапевт может использовать различные двигательные и танцевальные приемы.

Даже не понимая смысл тех упражнений, которые делает, клиент научается новым стратегиям поведения и эмоциональному выражению.

Видя, как и где ограниченны движения клиента, чего в движениях много, а чего не хватает, можно рекомендовать те или иные виды движения (ТДТ, виды танца, йоги, боевых искусств и т.д.)

Чаще всего это используется в групповой работе.

  1. И еще один способ работы – это спонтанный танец.

Когда терапевт является зеркалом внутреннего состояния клиента. И если клиент сам не может выразить движением свои чувства и состояния, то это за него делает терапевт, причем в процессе трансформируя текущее состояние в ресурсное. Показывая возможность выхода из депрессии, или отреагирования сильных чувств и эмоций.

Эмоциональное присоединение клиента к танцу уже есть возможность трансформации состояния.

Но можно предложить клиенту повторять движения за терапевтом, тогда терапевтический эффект усиливается.

После можно проговорить, что чувствовал терапевт и что чувствовал клиент, когда смотрел танец.

Так работает плей-бек театр и наш театр спонтанного танца.

Интеграция в движении

Под интеграцией я понимаю воссоединение с частью личности, тенью или чувством, которое вытеснялось или подавлялось.

Движение позволяет встретиться с неосознаваемыми и вытесняемыми частями личности, и войти в непосредственный контакт с этой энергией (сущностным состоянием), прочувствовать ее и прожить, научиться пользоваться ею.

Интеграция частей на уровне движения может происходить значительно быстрее, так как идет в обход логики и рационализации.

Движение это очень правополушарный процесс. Это возможность быть здесь и сейчас, непосредственно чувствовать и проживать. И тут уже невозможно сказать: «Я думаю, что я чувствую то–то…», тут человек чувствует все конкретно и определенно… Я не могу сказать, что «я думаю, что мне больно», я совершенно точно знаю – больно мне или нет…

Поэтому движение помогает соединить и интегрировать гораздо быстрее и надежнее.

Например: у человека в осознаваемой части личности – движения мягкие и плавные, а вторичные сигналы – резкие и сильные движения. Через движение мы соединяем эти типы движений. Находя переход от одного к другому  и обратно. Или находя какой-то третий способ двигаться.

Работа с психологическими и телесными симптомами гораздо упрощается, если вы используете движение.

Киселева Татьяна

 

Чтобы читать новые статьи и быть в курсе новостей — подписывайтесь на сайт!

Для подписки кликайте на ссылку

oma.ru/oformleniepodpiski.html

и подписывайтесь!

Также можно подписаться:

группа в вк vk.com/ompsyom

страничка в инстаграм www.instagram.com/tatiana_om_kiseleva

канал на ютубе youtube.com/channel/UCgWlfRyNIuwyCa321r8-6FA

 

One response on “Тело и движение.

  1. […] прояснения вопроса напишу. Аутентичное движение — это техника из области танце-двигательной […]

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Задать вопрос

[contact-form-7 id=»16″ title=»Заголовок»]

×
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика