Звоните и пишите: 8-913-731-14-50

om-a.ru@yandex.ru

Коментарии

8
 8

Можно ли поменять судьбу. Что такое карма. Взгляд мистика и психолога

Карма, судьба – что это? Из чего она состоит? Можно ли поменять судьбу…

Вассаны, самскары… Взгляд психолога и мистика…

Часто, когда говорят о карме или судьбе, то имеют в виду что-то неизбежное и тягостное, неприятное:«такова моя карма» или «несчастная судьбинушка». Есть и обратная сторона, когда говорят: «О! Счастливчик!», «Ему всегда везет», «Счастливая судьба»… В обоих случаях речь идет не о карме, как таковой, а лишь о кармических плодах, последствиях каких-то совершенных ранее действий.

На самом деле, что такое карма? И, действительно, можно ли изменить судьбу?

Можно ли поменять судьбу. Что такое карма. Взгляд мистика и психолога

Я сама западала в различные крайности, исследуя для себя этот вопрос. Например, с точки зрения психологии, то, что мы называем кармой или судьбой – это наша шкала ценностей и представлений о себе, набор убеждений, наш образ мыслей, набор импринтов и привычных реакций на те или иные события внутреннего и внешнего мира. Как считает психология – все это закладывается с внутриутробного развития ребенка. Чувства и эмоции мамы во время беременности, ее мировоззрение, момент рождения и то, как мама себя чувствовала во время родов – все оставляет свой след.  Как приняли ребеночка, в каких условиях он оказался сразу после родов, что происходило вокруг, какие эмоции испытывали люди рядом, как и в каких условиях протекало дальнейшее развитие ребенка. Как мама относилась к ребенку, какие были отношения у мамы с окружающим миром и людьми (папой, бабушками и дедушками, детьми и родственниками), какие у родственников, и вообще социума, мировоззрение и правила, какие ценности и реакции. Это небольшой список всего, что откладывает самый важный отпечаток на формирование личности и дальнейшей жизни человека.

С точки зрения психологии все, что человек приобретает во время своей жизни с самого детства, можно изменить. Излечивая свои душевные раны, меняя убеждения и ценности, свои представления о себе, мы меняем свою судьбу. Все рекламные тексты психологов и тренингов пестрят слоганами об изменении своей жизни. Самые популярные эзотерические книги об изменении своей реальности, исполнении желаний. «Американская мечта» в действии – из лузера в самого успешного и богатого за один день. Хотя не только американская, конечно.

И это действительно возможно! Да!

Можно ли поменять судьбу. Что такое карма. Взгляд мистика и психолога

Правда, не все так просто, как говорят психологи и эзотерики. Иначе уже все, ну или половина населения Земли, были бы успешны и богаты. Но почему-то это удается не всем, кто приходит на тренинги и пользуется советами умных книг… Видимо, мешает это злополучное «бы». Это правда, такова реальность.

Честно говоря, ответы психологии на вопрос о карме и судьбе меня не устраивали никогда. Поскольку возникало еще больше вопросов. Например, такие: «А почему один ребенок рождается в неблагополучной семье или в каком-нибудь племени, а другой рождается в богатой и благополучной семье? Почему одному ребенку достается мама здоровая во всех отношениях, а другому наркоманка или алкоголичка? Почему бывает, что у простых людей рождаются дети одаренные, а у гениев могут родиться  больные и умственно отсталые? Что это? Случайность? Почему я родилась именно в такой семье, городе?»  Или правильнее поставить вопрос для чего?

Классическая психология не дает ответов на эти вопросы. Можно поискать ответы в прошлых жизнях, вспоминая и проживая различные эпизоды из своих прошлых рождений. Я довольно долго была увлечена такой игрой. Но ничего особо полезного от этого не получила – так, еще одно развлечение. Кто-то мечтает о будущем и строит планы, а кто-то копается в прошлом… Эффект один и тот же. Почему? Читайте дальше, поймете.

Ответы на свои вопросы я получила, только постигая на собственном опыте знания адвайта-веданты и бхакти-йоги. Но давайте по порядку.

Итак, Карма – это действие и его последствие, причинно-следственная связь. Ведь все же понимают, что если сунуть руку в кипяток, то неизбежно будет больно. Есть такое общее верование. Или если ты пилишь сук, на котором сидишь, то сам и свалишься.

Карма – это рисунок жизни человека, который сформирован благодаря его вассанам и самскарам. Благодаря его поступкам, верованиям, впечатлениям и желаниям в прошлых жизнях. Составляющие полного кармического цикла, как говорит древнее знание, таковы: действие (карма) → впечатления (самскары) →  тенденция (вассана) → ментальный шаблон (вритти) →  и снова действие (карма)…

Можно ли поменять судьбу. Что такое карма. Взгляд мистика и психолога

Действия (карма) формирует впечатления (самскары).

Действительно, если мы что-то делаем, то от этого действия или поступка у нас в сознании остается эмоциональное впечатление (хорошее или плохое), остается образ, оценка. Например, ответил кому-то грубо, чувствуешь злость, обиду, рассуждаешь правильно или нет ты поступил, а как могло бы быть иначе, возможно, чувствуешь вину, долго переживаешь это постоянно возвращаясь мыслями… и т.д.  Или перевел бабушку через дорогу – чувствуешь удовлетворение, радость, что сделал что-то хорошее, сострадание… Потом рассказал про это кому-нибудь, или не рассказал, но вспоминаешь этот случай, гордишься собой, и т.д.

Самскары – скрытые впечатления, ментальные воспоминания, движущая сила кармы. Дословно – сумма сделанного делателем. Отпечатки, оставленные индивидуальными действиями или внешними обстоятельствами. Привычка или шаблон состояний, которые проявляются как рефлекс, глубинные импринты души.

С самскарами, которые образовались или подтвердились в детстве или вообще в этой жизни, хорошо работают психологические методы, например, реимпринтинг (стирание старого впечатления или замена старого нересурсного на новое – ресурсное). В духовных традициях применяют технику перепросмотра с целью уменьшить влияние впечатлений на жизнь и духовную практику человека.

Впечатления (самскары) формируют предрасположности и желания (вассаны).

Когда от совершенного действия осталось впечатление, то оно может укорениться и стать привычкой или из него могут родиться разные желания. Например, от того, что резко кому-то ответили, может развиться наглость или наоборот страх обидеть кого-нибудь. А от того, что помогли бабушке, может развиться сострадание и доброта, желание помогать другим и т.д.

Вассаны – это предрасположности и устремления души человека. Проще говоря, это его душевные качества, эмоциональные склонности, убеждения, ценности и желания. И совершенно неважно, осознаны они или нет. Любая захваченность или увлеченность чем-то – вассана. Можно быть увлеченным какой-то деятельностью, отношениями, любимым человеком, а можно быть увлеченным и захваченным какой-то идеей или чувством. Все это будет вассанами. И их в душе каждого человека содержится очень много.

Вассаны бывают двух видов: чистые, которые помогают выйти из колеса перерождений или просто улучшить условия жизни, привлечь удачу, и нечистые, которые создают неблагоприятные условия жизни, неприятности и еще больше затягивают в колесо перерождений.  Гнев, гордыня, обиды, обман, лицемерие, вожделение, жадность, зависть, ревность, ненависть, желание мести, наживы, чужой жены или мужа и т.п. – нечистые вассаны. Милосердие, Любовь, сострадание, терпимость, прощение, воздержание, щедрость, желание общения с мудрецами, устремление к познанию Бога и т.п. – чистые вассаны. Как правило, у любого человека есть и те, и другие, которые находятся в разных количествах. Повезло тем, у кого преобладают чистые вассаны. К слову сказать, любая духовная практика как раз и направлена на стирание нечитых вассан и приобретение чистых, а в своем апогее – на стирание вообще всех вассан. Самая лучшая вассана, помогающая духовной реализации – устремление и любовь к Богу. Именно эту вассану и развивают прежде всего в бхакти-йоге и джняна-йоге, она помогает полностью сосредоточиться на духовной практике и, в конце концов, реализовать свою Истинную природу.

Предрасположности (вассаны) примерно можно разделить на три группы: 1 – ошибка, 2 – действия и 3 – желания.

К первой группе относятся люди, которые не верят духовным учителям и святым писаниям. Часто очень образованные люди не могут познать Бога только по глупой самонадеянности или от чрезмерной гордости. Они неправильно трактуют полученные знания или им не хватает уважения, веры и преданности. Они слишком привязаны к своему эго, и их ум слишком переполнен всякими научными фактами, опытом. Поэтому всех очень умных и уверенных искателей можно смело направлять по пути бхакти-йоги или преданию своему гуру. Это единственно возможный путь для них. Только предавшись и поверив, они смогут преодолеть себя и продвинуться по духовному пути. Только сделав свой ум пустым, они могут получить знание Истины.

Вторая группа людей, которых очень много – это жертвы своих прошлых неблагоприятных действий, последствия которых создают очень сильные помехи для понимания учения и восприятия истины. И это никак нельзя преодолеть. Избавление от таких вассан происходит только по милости Бога. Или сильнейшим личным устремлением, помноженным на время. Это может быть неблагоприятное рождение в таких условиях, где нет никакой возможности узнать или хотя бы прикоснуться к святым текстам, болезнь или просто умственная невозможность понять, или затуманенность сознания и чрезмерная ригидность сознания… Кстати сказать, если у человека преобладают вассаны такого типа, то им даже психолог не всегда поможет.

Третья группа – люди, которые охвачены желаниями, жаждой достижения и получения плодов своих усилий и действий. Эта самая многочисленная группа, поскольку желаний превеликое множество, и они не заканчиваются, а только порождают новые. Каждое желание слишком обширное, чтобы быть удовлетворённым, ибо оно ненасытно; слишком сильное, чтобы устоять перед ним; и слишком утончённое, чтобы избежать его. Эти вассаны уничтожаются бесстрастием и заменой всех желаний единственным желанием освобождения от самсары.

Конечно, в человеке присутствуют две или все три группы вассан одновременно.

Можно ли поменять судьбу. Что такое карма. Взгляд мистика и психолога

Вассаны очень тонки, они являются сущностью тонкого тела. Для человека они составляют основу жизни, ее смысловую наполненность, само желание жить. Это не только базовые ценности человека, но и еще более тонкие смысловые структуры души. Не случайно, когда невежественные люди слышат о духовной реализации, просветлении, первое, что им приходи на ум – что просветление значит отсутствие желаний и различных эмоций, а это воспринимается людьми как смерть. Таким образом «просветление покушается» на самые основы «существования человека».  И это правда! Однако у человека выбор небольшой. Либо продолжать держаться за вассаны и порождать их, создавая себе условия для нового перевоплощения, либо самоосвобождать их и полностью реализоваться, став Богом.

Получается, что психология в основном работает с вассанами. Освобождая от их влияния или создавая новые, позитивные вассаны. Это происходит когда изменяются убеждения и ценности, привычки и эмоциональные привязанности.

Какие бы у вас ни были цели (изменить жизнь к лучшему, притянуть удачу, реализовать свою мечту или духовная реализация), нужно понимать, что для этого необходимо прилагать усилия и иметь огромное желание и готовность измениться. А если говорить про духовный путь, то нужно иметь огромное намерение выйти из круговорота перерождений. Иначе ничего не получится. Я часто встречаю людей, которые говорят о Любви, о том, как они работают над собой, кто-то говорит об освобождении, но ничего для этого серьезного не делают, только делают вид, обманывая себя и других. Они могут высказывать очень правильные мысли, ходить на тренинги, к психологу, или сами быть психологами или тренерами, цитировать священные тексты, заниматься йогой или другими практиками, рассказывать себе и другим как они хотят изменений или реализации, но на самом деле так ничего и не изменить, не реализовать, а только критиковать, сомневаться и завидовать тем, кто продвинулся дальше их. Я бы сказала, что просто они не очень-то и хотят. Потому что изменения и реализация возможны, если у вас очень сильное намерение и желание к этому, по силе такое, как когда вы очень хотите в туалет. Если вы очень хотите в туалет, разве вы рассуждаете о том, получится у вас это или нет? Вы бежите и делаете то, что нужно.

Однажды от одного махараджа я услышала метафору, которая прекрасно иллюстрирует действие вассан и кармы целиком.

Представьте, что ваше сознание (в том числе и подсознание) – это поле. А теперь представьте, что по этому полю несколько лет подряд (а то и несколько жизней подряд) вы ездили на тракторе  материальных желаний и представлений с огромными колесами под два метра диаметром. Он накатал такие борозды, объехать которые под силу не всем транспортным средствам. Вот и получается, что много жизней подряд вы не можете свернуть с этих борозд. И вдруг вы решаете изменить траекторию движения и пересаживаетесь на велосипед – тонкое желание изменить путь, или проложить путь к освобождению. Какие следы на вашем поле сознания оставит велосипед? Смогут ли они быть более заметными по сравнению с колеями трактора? Конечно, нет! Поэтому чтобы изменить что-то в вашем сознании и вашей жизни, избавиться от влияния вассан нужно, чтобы ваше новое желание ли намерение изменений и духовного освобождения, было таким же огромным, как были ваши материальные устремления. И непросто огромным, а гораздо большим, чтобы оно смогло оставить такие следы в вашей душе, с которых вам было бы трудно свернуть. Чтобы ваши усилия стать другим человеком или получить духовную реализацию стёрли все борозды ваших старых форм мыслей, убеждений, ценностей, желаний…

Можно ли поменять судьбу. Что такое карма. Взгляд мистика и психолога

Предрасположности и желания (вассаны) формируют поток мыслей в уме (вритти).

Итак, предположим вы резко ответили кому-то, у вас осталось эмоциональное впечатление, которое закрепилось в привычку, и для вас стало естественным проявлять наглость и неуважение, и теперь ваш внутренний диалог – это постоянный спор, поиск виноватых, грубая речь, маты, мысли о негативных вариантах событий… Или после резкого ответа вы стали бояться обидеть кого-то, и это превратилось в привычку молчать, уходить от конфликта. Тогда ваш внутренний диалог будет часто оправданием, проговариванием своих эмоций, доказыванием своей правды и т.д. Или если вы помогли бабушке – у вас появилось желание помогать другим, в вашем уме будет много мыслей о сострадании, доверии, любви…

Вритти – водоворот мыслей в манасе (понятийном уме) человека. (Еще есть три типа ума. Чита – память, хранилище всевозможных впечатлений и эмоций. Будхи – это разум или наш интуитивный ум. Он более тонок и связан с вечностью, совестью и другими тонкими возвышенными состояниями. И ахамкара – это эго.)

Вритти – тот поток мыслей, который мы можем наблюдать все время, наш внутренний диалог. Мы используем этот ум для текущих дел. Но чаще всего это он нас использует! Потому что по-другому и не скажешь, если все время оказываешься вовлеченным в какой-нибудь внутренний диалог или мысли, которые только засоряют наше сознание.

Различают пять видов вритти: правильные идеи, ложные идеи, фантазии, идеи, приходящие во время сна, и воспоминания.

Для нашей повседневной жизни работа манаса важна, но для духовной практики и просто хорошего самочувствия его следует контролировать и держать в чистоте. Это значит запускать позитивные мысли (что и советует современная психология) и удалять все ненужное и вредное. В духовных традициях лучшая практика – это повторение имен Бога, изучение святых писаний и размышление над ними. Если уж ум говорит, то пусть говорит о Боге. Или может быть полная остановка внутреннего диалога. Хотя полностью его остановить сложно и часто невозможно, поэтому бывает достаточно просто не обращать внимание на те мысли, которые возникают, или самоосвобождать их в момент зарождения.

Итак, круг замыкается и теперь наши мыслеформы (вритти) формируют действия (карму).

О чем думаем, то и делаем или сделаем. Таким образом, происходит вращение в самсаре. Круговорот рождения и смерти. И поэтому то, какое у нас тело, какие у нас родители и условия жизни, какие у нас способности, что ждет нас в будущем – все формируется согласно нашей кармической структуре сознания еще до настоящего рождения. В момент смерти все, что было приобретено в течении жизни суммируется и создает новое рождение с необходимыми условиями для раскрытия и реализации всех ваших вассан и самскар. Все нереализованные желания, страхи, переживания, намерения, привязанности – все должно проявиться в материальном мире. В эзотерических кругах это могут назвать планом души. Когда еще до рождения душа ставит задачи и планирует жизнь для себя на будущее воплощение.

Условно выделяют четыре вида кармы: 1. отложенная на будущее (санчита), 2. созревшая, неотвратимая (прарабдха), 3. создаваемая сейчас (криямана) и 4. ожидающая, незавершённая (агами). Обычно все четыре вида кармы очень тесно взаимосвязаны, и точно определить к какому виду кармы относится то или иное событие бывает сложно.

Санчита-карма. Это сумма всех кармических последствий на данный момент времени. Или карма, для которой еще не наступило подходящее время и условия. Она еще созревает. Чтобы зерно дало всходы, оно должно упасть в благоприятную среду. Так и кармические семена должны проявиться в тех условиях, в которых они уместны. Например, карма жены может проявиться только рядом с мужем, но не на работе или с родителями и т.п. И тут нет свободы воли, а плоды кармы придется отведать. В некотором смысле психология работает с таким видом кармы, меняя прошлое и, соответственно, будущее, но эффективность будет зависеть от различных вассан и самскар.

Прарабдха-карма. Созревшие плоды кармы. Этот вид кармы все могут знать по ярким событиям в своей жизни. Они ярки по своей эмоциональной окраске, но могут переживаться как наслаждение или страдание, удача или злой рок. Это как раз те события в жизни, изменить которые невозможно. Они – как уже выпущенная стрела, которая настигает свою цель. Они и есть кармические задачи, с которыми рождается человек. И тут неважно, просветленный ты или нет, но плоды своей прошлой деятельности должен вкусить или эти задачи должен решить. Единственное отличие между просветленным и невежественным человеком в реакции на эти плоды. Невежественный человек может страдать или наслаждаться, но его реакция будет формировать следующие желания или тенденции, а значит и карму. Кроме того, невежественный человек ожидает событие и его результат и переживает до того, как оно случается, и еще долго потом его вспоминает и оценивает, снова переживает и говорит о нем. Именно это и создает глубокий след в его сознании, как вассаны или самскары.

Просветленные, джняни, реагируют на такие события в зависимости от степени своей реализации и кармы. Некоторые могут испытывать различные чувства (наслаждаться или страдать), но они не оставляют следов и не формируют следующие семена кармы, они просто самоосвобождаются, поскольку такие джняни не индульгируют в чувствах, оставаясь всегда в Боге. Другие воспринимают все незначительным и мало ощущаемым, почти не замечая происходящего. Третьи, всегда находятся в сахадже самадхи, и для них нет различий.

Криямана-карма. Это карма, которая создается прямо сейчас в результате наших действий. И тут можно говорить о свободе воли. Если конечно мы совершаем свои действия осознанно, отдавая себе отчет об их последствиях. Что встречается у людей очень редко. Чаще всего действия совершают рефлекторно, по привычке, побуждаемые страстью или страхом, желанием или отвращением… Поэтому говорить о свободе воли можно только для истово практикующих осознанность или джняни. Различные психологические методы и духовные практики помогают стать осознанными, освобождают от влияния вассан и самскар, тем самым давая возможность хоть немного улучшить свою судьбу.

Агами-карма. Это наши планы и цели, намерения, действия, которые мы собираемся совершить в будущем. Этот тип кармы предполагает свободу воли! Но на практике, в основе наших целей и планов лежат наши же вассаны и самскары. С другой стороны, действительно, осуществление желаний возможно, но только сидхи и Боги способны увидеть за осуществлением своего желания – последствия, к которым это приведет. Кстати, это иллюстрируют очень хорошо Шива и Вишну в индийском сериале «Шива – великий Бог». Это и есть высшая суть творения, если уж об этом говорить. Обычный человек видит не дальше собственного носа – только объект своего желания. С агама-кармой работает психология. Она позволяет определить последствия, пусть и не все, помогает быстро достичь цели.

Как бы то ни было, для любого человека агами это будущая прарабдха. Для любого, но только не для просветленного (джняни). Для джняни больше не существует такого вида кармы, поскольку его планов больше не существует, есть планы Бога. А если у него еще и остались какие-то желания и планы, как у отдельного я, то они осуществляются без особых последствий для него, поскольку джняни не привязан к результатам своих желаний и действий. И что бы он ни создавал – хоть новые вселенные – он не заинтересован в плодах своего творчества, он все посвящает Богу.

Интересно, что цикл кармы не имеет начала. И вопрос о том, что было вперед – карма или душа – точно такой же, как вопрос, что было вперед – курица или яйцо. Ответ на этот вопрос находится за пределами обычной человеческой логики. Чтобы на него ответить, нужно осознать – кто ты есть на самом деле. А для этого нужно выйти за пределы логики ума, а значит и за пределы кармы и сансары.

Получается, психология и любые около-психологические и эзотерические направления работают только на улучшение условий жизни в самсаре. Не больше. А исполнение желаний, также как и изменение судьбы, во многом зависит от того, какие вассаны и самскары активны, каких из них больше, а каких меньше, насколько они сильны по отношению друг к другу. По-другому сказать, все определяет сумма векторов намерения вашей души. А если учесть, что на человека влияет и карма его рода, его народа, страны и всего человечества, то сумма векторов намерения не всегда будет помогать реализации ваших желаний и планов. И чтобы они реализовались вам нужно преодолеть силу влияния векторов тех намерений, которые противоположны вашей задаче. Что означает развить в себе огромное намерение, невероятной силы, непреклонное, выйти из-под влияния других намерений или чтобы ваше намерение усиливалось подобными намерениями внешнего мира (вашего рода, народа, страны, человечества или какого либо эгрегора).

Самсара в переводе с санскрита – блуждание, странствование. Она включает в себя воплощение не только на Земле, как мы ее знаем, но и в любых мирах, измерениях, в телах любых существ разного уровня сознания. Вообще, в любом мире, где действует закон кармы. И выйти из этого круговорота возможно только полностью реализовав свою Божественную природу. Можно и не выходить, конечно, а продолжать этот танец забвения и сна. Но тогда нужно принять последствия такого своего выбора. А они могут быть не только приятными, но и очень болезненными, как мы все могли убедиться на собственном опыте.

Однако, если двигаться к реализации, и посмотреть на все глазами джняни, то ничего кроме Бога мы не сможем увидеть. Все есть единый Бог, ЛЮБОВЬ, Абсолют, Брахман, Шива, Кришна, Аллах… Нет нас и наших эго, не было никогда и не будет. Так кто же тогда рождается и играет в сансару? Кто ставит цели, и кто достигает их? Для кого есть выбор, и для кого его нет? Кто делает, и кто получает плоды своей деятельности? Кто стремится к реализации и прилагает усилия? Кто находит себя и возвращается к себе?

Киселева Татьяна

 

Чтобы читать новые статьи и быть в курсе новостей — подписывайтесь на сайт!

Для подписки кликайте на ссылку

om-a.ru/oformlenie-podpiski.html

и подписывайтесь!

Также можно подписаться:

группа в вк vk.com/ompsyom

страничка в инстаграм www.instagram.com/tatiana_om_kiseleva

канал на ютубе youtube.com/channel/UCgWlfRyNIuwyCa321r8-6FA

 

8 responses on “Можно ли поменять судьбу. Что такое карма. Взгляд мистика и психолога

  1. […] Можно ли поменять судьбу. Что такое карма. Взгляд мисти… […]

  2. […] назову «стиранием личной истории» или по-другому убиранием всех вассан. Вассаны — это впечатления. И если вы стремитесь к […]

  3. […] Хотя есть еще один важный момент, который психология упускает – это опыт прошлых жизней. Но если говорить об этом, то значит нужно раскрывать весь механизм формирования кармы. Об этом я писала уже и есть видео. […]

  4. […] что люди называют судьбой, а иногда даже жизнью (типа, не я такой, жизнь такая… […]

  5. […] Карма-саньяси могут иметь личное имущество, могут иметь семью, все остальные обеты не очень отличаются у них. У карма-саньяси стоит не простая задача – встроить духовную практику и служение в свою обычную жизнь. […]

  6. […] Что такое карма? Карма – это набор установок, убеждений, последствий своих мыслей и действий, желаний и мечтаний, эмоций разных, которые привычны вам, весь хлам из подсознания… А что значит карма рода? А это вот все выше перечисленное, но умноженное на многообразие вариантов и на численность предков. А число предков кто-то подсчитывал? Некоторые чудо ведущие таких ритуалов предлагают сначала создать древо рода (до максимально известного колена) и потом все это богатство очистить. И невинный и святой, на первый взгляд ритуал,  создает не всем хорошие последствия, а иногда очень неблагоприятные вообще. Так как древом рода предки не ограничены, то подсчитать их число  — не возможно. Если вдаваться в генетическую область, то мы все родственники. […]

  7. […] универсальный ответ, который на все случаи жизни: «Карма такая». Или еще один универсальный ответ: «Не зрелое […]

Задать вопрос

[contact-form-7 id=»16″ title=»Заголовок»]

×
Яндекс.Метрика